"ПАРКУР МЕНЯ УЖЕ НЕ ПУГАЕТ!"

Француз Себастьян Фука, исполнивший роль террориста в новом фильме о Джеймсе Бонде и сыгравший в клипе Мадонны "Jump", - один из основателей паркура. В интервью спортсмен рассказывает, с чего начиналось его увлечение, а также открывает страшную тайну: паркур гораздо старше своих французских "родителей"…


- Себастьян, сколько вам было лет, когда вы начали заниматься паркуром?

- Пятнадцать.

- А с кем вы начинали? Это была большая группа или могучая кучка близких товарищей?

- Это была тесная тусовка из нескольких парней. Я был совсем новичком, а они уже что-то умели.

- И сколько вас было?

- Нас было пятеро или шестеро, точно не помню.

- Вы познакомились со знаменитым Дэвидом Беллем, когда начали заниматься паркуром, или вы были знакомы и раньше?

- Сначала я познакомился с братьями Яном и Фредериком Хнаутра, а потом уже встретил Дэвида. Но самым первым моим другом в спорте был Фредерик. Привет, Фредерик! (смеется).

- Почему вы решили заниматься именно паркуром?

- В молодости все мы просто ни минуты на месте не могли устоять. Хотелось делать что-то особенное, чего-то достигать. В общем, заниматься спортом! Но сначала это были просто детские игры - упражнения на простейшем уровне.

- Как часто вы тренировались - каждый день?

- Сначала не каждый день. Тяжело было много заниматься с непривычки. Четыре или пять раз в неделю, всегда после школы.

- В какой момент занятия паркуром из простой игры превратились в нечто более серьезное?

- Мы начинали просто ради движения. Но во Франции высоко развит спорт как таковой. Высока культура разных спортивных тренингов. Мы все хотели тренироваться, потому что мечтали быть как Сильвестр Сталлоне, Брюс Ли и другие киногерои. Спорт, спорт и еще раз спорт! Мы хотели соревноваться с такими же молодыми и горячими парнями. По-настоящему. Чтобы выяснить, кто из нас сильнейший.

- Как вы повышали уровень своей технической подготовки?

- Первые технические успехи пришли с первыми препятствиями. В нашем родном городе Лиссе полно препятствий разного уровня - естественных и тех, которые нам удавалось чуть-чуть приспособить для тренировок. Так что специально мы никаких технических приспособлений для своих тренировок не выдумывали. Технику набирали прямо на препятствиях.

- Помните, какой трюк вы разучили первым? Так, чтобы он получился, и потом захотелось воскликнуть: "Ну, ничего себе!!!"

- Первым техническим делом, на котором нужно фокусироваться, является точность прохождения маршрута. То есть не какой-то трюк, а отношение к происходящему вообще. Его нужно изменять в соответствии с общей психологией паркура. На препятствии важна также сосредоточенность всех действий и, конечно, их последовательность, комбинация упражнений. Но внимание при выполнении любого элемента - это все-таки самое важное! Занимаясь, мы каждую секунду концентрировались на малейшем движении. Например, на любом прыжке.

- Вот, кстати, когда смотришь видео, всегда особенно поражают прыжки с высоких крыш и между домов на большой высоте. Сколько вы занимались перед тем, как в первый раз совершить такое? Что важно в подобном прыжке?

- Высота как таковая не важна. В разумных пределах, конечно. Если ваша подготовка уже позволяет делать трюки определенного уровня, то вы обратите больше внимания на другие моменты. Такие, как координация движений, самонастрой. Если нет, вы будете только смотреть и думать в испуге, как же тут высоко и страшно. Если с вами Сила, то вы говорите себе: "Я могу это сделать!" Сейчас многие из нас уже не только не боятся, но и с грустью ностальгируют по поводу былых времен: "Где же, где же эти огромные препятствия, которые нас так пугали?" Ведь лишь на первых порах к таким вещам относишься с трепетом. Постепенно привычка берет свое.

- Что должно измениться в голове, на чем нужно сосредоточиться, чтобы впервые прыгнуть? Что толкает на это? От простой техники - к разученным трюкам, на край крыши к большому прыжку?

- Всякий раз я просто настраиваюсь перед тренировкой. Но без хорошей физической подготовки делать тут, конечно, нечего. У нас есть Dam du Lac - совершенно уникальное место для тренировок. (СЭ ЭКСТРИМ: авангардная 17-метровая скульптурная композиция, построенная в 1975 году венгерским скульптором Петром Жекели на берегу искусственного озера. Представляет собой слегка наклоненную стену, в изобилии снабженную разными выступами и карнизами, которые паркурщики и скалолазы облюбовали для своих тренировок. Кстати, во избежание травм тренирующихся, скульптура обнесена забором высотой 1,8 м, однако, конечно, для паркурщиков это не препятствие! Напугали ежа голой задницей!).

- Когда вы начали заниматься паркуром, Dam du Lac уже была построена?

- Да. Всегда. Dam du Lac была всегда! (Смеется.)

- Была чем? Самым главным местом для тренировок?

- Да, очень важным.

- В те времена, когда вы только начинали заниматься паркуром, о каких достижениях вы мечтали? К чему больше всего стремились?

- У меня не было цели. Когда я начинал, я ни о чем не мечтал, не понимал своей личности, не знал еще, каков мой путь. Только потом мы с Дэвидом Белем стали по-детски мечтать о полетах. Ну, вы понимаете, как птицы! (смеется). Дэвид познакомил меня со своим отцом Раймондом Беллем, известным спортсменом. Он сделал себя сам, и мы понимали, что тоже можем сами чего-то добиться в этой жизни. Первым делом он рассказал нам, что такое дисциплина паркур. Говорить с ним было очень интересно, его слова были столь убедительными, что мы смогли поверить в себя. Он открыл перед нами новые горизонты, помог не только мечтать, но и делать дело. Если у вас есть дисциплина - у вас есть время. Если у вас есть выдержка, если у вас есть решение, если у вас есть что-то, то вы должны тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться! Для меня сейчас это самое важное.

- Все знают о том, что паркур придумали Дэвид Белль и Себастьян Фука. Расскажите, как это было на самом деле?

- Чтобы объяснить, придется рассказывать подробнее про отца Дэвида, но… Я помню, он говорил нам: "Не болтайте обо мне". Мы приняли условия игры и не превозносили его при жизни. Но, когда он умер, многие начали говорить о нем, как о реформаторе. Я мог бы говорить об этом часами, но многие люди вспоминают исключительно самого Дэвида. Хотя мне кажется, что ничего бы без его отца у нас не получилось. Даже Дэвида! (Смеется.) Очень важно это понимать, потому что его отец был настоящим идейным вдохновителем паркура в том его виде, в котором он существует сейчас. Когда люди говорят об основателях паркура Дэвиде Белле и Себастьяне Фука, это неправда. Много людей, не только отец Дэвида, остаются неупомянутыми. А в журналах вы можете прочитать лишь о нас с Дэвидом.

С моей точки зрения паркур - это труд многих людей. Много кто поработал над тем, чтобы этот сложный паззл сложился. Для начала нужно вспомнить о солдатах французских войск спецназначения, без которых паркур никогда бы не обрел конкретных очертаний. Задолго до отца Дэвида у нас в стране были такие парни. Настоящие бойцы, которые поняли, как им развивать свое тело. Это был так называемый "натуральный метод" естественных тренировок. Они часто бывали в африканских колониях Франции, там они столкнулись с культурой аборигенов. Те жили в джунглях и, чтобы добыть себе пропитание, устраивали настоящие гонки с препятствиями. Они лазили и постоянно развили технику прыжков в длину, в высоту и хождения на четвереньках. Как и аборигены, солдаты плавали, взбирались на любые возвышения, метали предметы… Получалась борьба со стихией и с самим собой. Это и сейчас наша основная тренировочная дисциплина. Но почему-то никто об этом не вспоминает. Все говорят только о Дэвиде и Себастьяне, которые подарили миру паркур!

- А когда коммерция проникла в паркур, и зачем?

- Это все журналисты. Ясное дело: если про тебя много пишут я газетах, то у тебя есть видео, если у тебя есть видео, то у тебя есть спонсоры, которые дают еще и еще денег на съемки, и о тебе снова много пишут. И так по кругу.

- Почему вы с Дэвидом отказались сниматься в фильме "Ямакаси"?

- Мы не отказались, а просто не смогли, потому что как раз в это время были плотно заняты в мюзикле в "Нотр Дам де Пари".

- В том самом?

- Да-да. Я там играл до предложения сняться в "Ямакаси" и после него.

- А зачем вам это?

- Для меня это не самоцель, а просто занятие, помогающее жить. Я, прежде всего, хочу развивать СВОЮ дисциплину. У меня нет звездной болезни и желания появляться то там, то тут ради того, чтобы на меня посмотрели люди. Мне гораздо интереснее, чтобы люди оценили, как мы развиваем свою тему.

- Интерес публики к паркуру возрос после премьеры "Ямакаси"? Много детей стало увлекаться паркуром?

- Это была просто бомба! Потому что режиссер "Ямакаси" Люк Бессон - умный человек и продвинутый бизнесмен. Он понял, в чем его задача и что на нашем материале можно снять хорошее кино для детей, и он сделал это! После премьеры все дети во Франции говорили только о "Ямакаси". О, да, я прыгаю, я ямакаси!

- И, наверное, много народу стало заниматься паркуром после фильма?

- Ну, у нас было много людей и до фильма. Они пришли к нам, прочитав статьи, в которых журналисты хорошо нас представили и объяснили народу, что такое паркур. До фильма в движении участвовали только настоящие люди. А вот после него в наши ряды стали вливаться те, кто хотел просто прыгать и прыгать, как в кино, лазать по крышам и спасать несчастных и обездоленных... Это совсем другие люди.

- Есть информация, что несколько человек погибли, решив повторить подвиги "Ямакаси". Это правда?

- Правда, два человека погибли. Они играли на крыше в ямакаси, а крыша была без ограждения и очень высокая…

- Как вы это прокомментировали?

- Мне позвонил всего один журналист, чтобы спросить об этом случае. Я сказал: да, это произошло, но это не моя вина, хотя случилось все с теми, кто решил заниматься делом моей жизни - паркуром. Я не ямакаси, но я как бы посол паркура. Да, подростки погибли, занимаясь паркуром, точнее тем, что, как они думали, является паркуром. Поэтому, люди, будьте осторожны! Подумайте о душе. Если вы будете сосредоточены на занятиях, на спорте, которым вы занимаетесь, с вами никогда ничего не случится. Я сам всегда так делаю, но могу ли я говорить за других? По-моему, это слишком сложно.

- Скажите, сколько вообще паркурщиков во Франции?

- Я не знаю, а вы? (Смеется.)

- Вы все еще в команде вместе с Дэвидом?

- Нет, мы с Дэвидом сейчас просто друзья. Не команда. У него есть своя цель, к которой он идет. В основном, он хочет делать кино.

- Каким образом, по-вашему, будет развиваться движение в будущем?

- В мечтах я вижу большую организацию и хорошее место для тренировок в моей дисциплине. И много последователей.

- Паркур-парки?

- Мне кажется, это было бы здорово. В помещении, на улице, в метро… Везде! Паркур-парк - это было бы просто незаменимо для индивидуальной работы над техникой. Нам нужен такой парк! Это же как скейтборд без парка! Мы можем практиковаться везде, но отрабатывать трюки мы могли бы непосредственно в парке. Это хорошая практика и повышение технического уровня.

- Соревнования. Если все больше и больше народу будет вовлечено в паркур, то через какое-то время возникнет идея хоть немного посоревноваться. Это хорошо или плохо?

- Я считаю, это зависит от того, как и кто будет соревноваться. Если это будут настоящие бойцы, которым есть что показать, которые смогут продемонстрировать всем высокую технику паркура, то я - за. Лично я не люблю соревнования. Хотя, когда-нибудь я мог бы стать организатором. Соревнования - это путь для других. Я буду в стороне.

- Что могли бы оценивать на таких контестах? В скейтбординге, например, есть разные параметры: стиль, сложность и т. п.

- Стиль! Да-да, стиль! Стиль, ритм, сложность комбинаций и грамотность их исполнения, плавность. Ты выступаешь, публика аплодирует - мне кажется, это круто. И еще - техника! Вполне возможно, постепенно правила изменятся, но я считаю, что самое важное - это именно ритм, сложность комбинации и плавность прохождения маршрута.

- Каким образом вы бы посоветовали тренироваться новичкам? С чего им нужно начинать, чтобы полностью раскрыть свой потенциал?

- Я рекомендую начинать с простейших упражнений и учиться у тех, кто уже что-то умеет. Кстати, это очень трудно, потому что нет предела совершенству. Если я вижу, что кто-то хорошо занимается и умеет работать в команде, я радуюсь. Но, к сожалению, я видел много парней, которые хотят выполнять большие прыжки, а по-настоящему к этому еще не готовы. Они не чувствуют, что делают. В дисциплинированной команде такое, конечно, невозможно.

- Вы занимаетесь еще какими-нибудь видами спорта? Бегом, прыжками, упражнениями для вестибулярного аппарата, растяжкой? Или вы все это добавляете в свою паркур-тренировку?

- Упражнениями на равновесие специально не занимаюсь, но вот растяжкой - да. Обязательно каждый день, потому что для паркура это очень важно. Иногда мне кажется, что с растяжкой у меня все в порядке, но я все равно тренируюсь. Это поможет мне как можно дольше оставаться в строю. Растягиваться не трудно, бегать гораздо сложнее. Я бегаю, чтобы мою физическую подготовку можно было назвать отличной, но это очень скучно. Нужно вообще как можно больше двигаться. Видеть препятствия и брать их. Никогда не стоять на месте. Подвижность - это очень важно.

- Как скоро новичок сможет достичь вашего уровня?

- Это долгий путь. Ты должен работать, как лошадь. Это хороший путь, если ты один и внимательно прислушиваешься к тому, что происходит в твоем организме и в твоем сознании. И плохой, если вокруг много людей, перед которыми ты пытаешься показать трюки, к которым пока не готов. Всему свое время!

- Как вы расслабляетесь после тяжелого дня паркура?

- Паркур - это и есть мое расслабление через напряжение. Я тренируюсь, рассказываю людям о том, как здорово то, чем я занимаюсь. Время от времени я устраиваю себе тяжелые практики. А потом - отдыхаю вместе со своей семьей. Чтобы быть хорошим отцом, хорошим мужем. Воспитание детей - это очень сложно. И, если я могу остаться со своей семьей, то я остаюсь. Главное - это гармония между самим собой и окружающим миром.


По информации сайта urbanfreeflow.com

Сайт создан в системе uCoz